Пауза
Слова пишутся отдельно, а произносятся вместе. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз мы разъединяем речевой поток на отдельные фразы и мелкие внутренние фразовые интонационно-смысловые единства, или так называемые - синтагмы, или так называемые "смысловые звенья".
Паузы, отделяющие фразу от фразы и синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. Важно правильно определить место логических пауз в середине фразы. Неуместные паузы делают мысль непонятной, могут даже извратить её. Трудно воспринимается мысль при наличии лишних пауз. Слова тесно связанные между собой грамматически и по содержанию, составляют одно грамматическое звено и произносятся вместе, без пауз.
Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл - значит выяснить, какие слова являются главными, то есть найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, то есть делаем это бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь, для выразительности, нужно ещё определить слова, несущие в фразе смысловую нагрузку.
При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания - запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса созласт впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.
Вот дом,
Который построил Джек.
А это - пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
А это - весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек. Далее
В звучащей речи иногда требуется отклонение от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в начале или в конце предложения:
"Стой, братцы, стой!"
"Да кланяйся, жена!" (И.Крылов)
Но запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения:
Кумушка, мне странно это!
Голубушка, как хороша! (И.Крылов)
Не акцентируется внимание на запятых при вводных словах:
"Дурное, право, состоянье!"
"Довольно, кажется, ты пожил на веку!" (И.Крылов)
Не следует делать остановки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова:
"Еду, еду в чистом поле!" (А.Пушкин)
Не подчёркивается запятая, стоящая перед второй частью сложных союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что...
Точка тоже диктует остановку. Но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз.
Глубина падения голоса перед точкой тоже не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по смыслу фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определённый комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал даёт представление о полном завершении прочитанного.